Вспоминая историю развития исконно русской архитектуры, сразу же на ум приходят не помпезные дворцы петровского барокко, а боярские терема, украшенные резными наличниками, эффектным деревянным декором, а то и яркими изразцами на фасадах. Да, те самые усадьбы, которые часто можно было увидеть на иллюстрациях к русским сказкам. Такой парадный и яркий вид зданий (вспомним Храм Василия Блаженного) был популярен не только во времена становления царства русского. После петровской европеизации, в конце XIX и начале XX вв., элиту потянуло на исконно русские мотивы, нашедшие отражение и в архитектуре Москвы.

Появление псевдорусского стиля, который лег в основу авангардного направления XX века

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Дом купца Николая Игумнова на Большой Якиманке – один из ярких образцов «дома-сказки», построенного в конце XIX века в Москве. | Фото: tripadvisor.ru.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

В конце XIX века не только частные дома строились в псевдорусском стиле, Ярославский вокзал, также можно отнести к этому направлению. | Фото: msk-guide.ru.

Уже к середине XIX века, когда художникам, архитекторам и элите Российского государства приелся европейский стиль, начали ценить исконно русские иконы, декоративные элементы как в оформлении интерьеров, так и в архитектурных элементах и формах. Аристократы и купцы стали увлекаться собирательством предметов народного ремесла (колоритную утварь, произведения прикладного искусства из дерева, глины и стекла), а зодчие снова вспомнили о деревянной резьбе, русском узорочье, кокошниках, закимарах, наличниках, ярких мозаиках, изразцах и прочих элементах, присущих старинным образцам русской архитектуры.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Самые впечатляющие архитектурные объекты, построенные в псевдорусском и неорусском стилях. | Фото: mos.ru.

Справедливости ради, авторы Novate.ru хотели бы отметить, что вспыхнувший интерес к древнерусским канонам не копировался, не создавались реплики из самых интересных объектов/предметов, а разрабатывались особенные элементы, которые хоть и переплетались со стариной, но имели собственный стиль. Эклектические внедрения в виде соединения сразу нескольких направлений, применяемых в строительстве и оформлении интерьеров на протяжении нескольких веков, позволили создавать неповторимые образы, начиная от пристрастия к дробному декорированию чуть ли не каждого архитектурного элемента и заканчивая принципами свободной планировки, популярной еще в допетровские и древнерусские времена.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

На фасаде Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке явно просматриваются черты русского терема с наличниками-кокошниками. | Фото: mos-holidays.ru.

В конце XIX в начале XX веков псевдорусский стиль перерос в неорусский, который оказал огромное влияние на авангардное течение в России и положил начало зарождению русского модерна в архитектуре.

1. Государственный исторический музей

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Государственный исторический музей в Москве – яркий образец псевдорусского стиля. | Фото: putidorogi-nn.ru.

Государственный исторический музей, появившийся на Красной площади в 1875-1881 гг. является одной из самой впечатляющей частью архитектурного ансамбля, возведенного в псевдорусском стиле. Главный корпус Исторического гармонирует с Московской городской думой и ГУМом, которые стали одной из одной из главных достопримечательностей Москвы.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Неправильная форма конструкции здания и разное оформление каждой части фасада свидетельствует об эклектическом направлении русского стиля (Государственный исторический музей, Москва). | Фото: rus-ekskurs.net.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Богато декорированный фасад здания в стиле русского узорочья (Государственный исторический музей, Москва). | Фото: rus-ekskurs.net.

Чтобы новый объект перекликался с башнями Кремля, архитектору Владимиру Шервуду и инженеру Анатолию Семенова, спроектировавшим это грандиозное здание, пришлось совмещать несколько стилей, что привело к появлению величественного объекта. Эффектные башни; сложные шатровые формы крыши; навершия башен с изобилием фигур геральдических животных (двуглавые орлы, львы, единороги); богато декорированное массивное крыльцо; обилие украшений на фасаде здания в стиле русского узорочья (ширинки, колонки, карнизы, масса кокошников); элементы фортификационной архитектуры (декоративные вертикальные бойницы) – все это ассоциируется с корнями русской национальной культуры, выражением народного духа, которые и стали отличительной чертой популярного стиля.

2. Особняк Ивана Цветкова на Пречистенской набережной

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Особняк Ивана Цветкова на Пречистенской набережной – самобытная достопримечательность Москвы. | Фото: gallerix.ru.

Историческая архитектура Москвы насколько многогранна, что появление небольшого, но самобытного дома на Пречистенской набережной является вполне обычным явлением, если не знать, что он построен не в допетровскую эпоху, а в последние годы XIX века. Хотя если учесть, что заказчиком строительства был банкир, меценат и заядлый коллекционер, увлекающийся русскими традициями и искусством – Иван Цветков, то сразу становится понятно, почему на Пречистенской набережной появился особняк, очень похожий на те, что строились за пару веков до этого события.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

В народе Особняк Цветкова очень быстро окрестили дом-ларец, за сходство с боярскими палатами периода XVII века. | Фото: voskresensk-24.ru.

Иван Цветков решил построить галерею для своей коллекции живописи и графики, но прежде, чем определиться с архитектурным стилем, самолично изучал тонкости искусства древнерусского зодчества. При этом одними картинами и книгами не ограничился, он проделал немалый путь, посещая самые удивительные памятники архитектуры Москвы и некоторых городов России с богатой историей. Определившись со стилем и планировкой, он пригласил известного художника Виктора Васнецова, который занимался проектированием «боярских палат» и их росписью.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

По сей день Особняк Цветкова радует глаз и является одним из самых примечательных памятников архитектуры Москвы. | Фото: aroundcard.com.

В итоге особняк-галерея получился самобытным и канонически русским: каменные столбы, соединенные арками; сложный объем кровли, нависающей над постройкой; луковичная крыша-купол над каменным балконом, парапет которого украшен ширинками (элемент декора в виде квадратного углубления в стене покрытый изразцами или резными деталями); парадная дверь с настенными светильниками-фонарями; колончатые наличники с килевидными кокошниками, стилизованные приемы узорочья XVII века; красочные изразцы и многое другое.

3. Особняк Анны Лопатиной на Большой Никитской

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Самобытный особняк Лопатиной на Большой Никитской построен в псевдорусском стиле (фото до 1910 г. и в наши дни после реставрации).

Одним из самых красочных и запоминающихся особняков из разряда сказочных теремов является усадьба Анны Васильевны Лопатиной на Большой Никитской. Проектированием и строительством архитектурного комплекса занимался известный московский архитектор А. С. Каминский (он же проектировал Третьяковскую галерею). Особенностью этого объекта стали его необычная конструкция и планировка, неприсущие для строений того периода в Москве. Объяснялось это тем, что усадьба была предназначена не только для жизни известной купеческой семьи, занимающейся поставкой морепродуктов, но и местом хранения этих продуктов (холодильники, склады, контора), а также апартаменты доходного дома. После окончания строительства в 1876 г. комплекс имел всего два этажа и ярко выделялся на фоне других сооружений, ведь был оформлен в псевдорусском стиле, в котором филигранно переплелись новые веяния и древнерусские мотивы.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Фрагменты фасада, украшенные многоцветным облицовочным кирпичом и ярким декором (Особняк Лопатиной, Большая Никитская).

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Сейчас в сказочном тереме Анны Лопухиной находится Посольство Бразилии. | Фото: progulkipomoskve.ru.

Шатровое завершение кровли; облицовка керамической плиткой, напоминающей вышивку крестом; окна, объединенные широкой лентой фриза (первый этаж) и декорированные псевдорусскими наличниками (второй этаж); фланкированные колонки, украшающие углы; декоративные керамические вставки; изразцовая плитка; масса декоративных элементов в стиле русского узорочья – все это является ярким примером возврата к русским истокам в зодчестве.

4. Доходный дом Перцовой в Курсовом переулке

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

«Дом сказка» от известного художника Сергея Милютина как нельзя лучше характеризует неорусский архитектурный стиль Москвы (Доходный дом Перцовой в Курсовом переулке).

Особняк в неорусском стиле, больше известный как Дом Перцовой, по праву считается одним из самых красивых и самобытных зданий Москвы. Хотя удивляться не стоит столь оригинальной и яркой архитектурной достопримечательности, ведь ее проектировал Сергей Малютин – архитектор и художник, работы которого знают многие с детства. Он иллюстрировал сказки А. Пушкина и расписал первую русскую матрешку.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

В формах Доходного дома Перцовой в Курсовом переулке просматриваются черты модерна.

В этом проекте, реализованном в 1907 г., уже четко прослеживаются черты неорусского стиля, который плавно перешел в модерн. Об этом свидетельствуют: асимметрия, как в самой структуре здания, так и в формах балконов и окон; кровля, украшенная многочисленными башнеобразными выступами разной формы с асимметричным расположением структурных и декоративных элементов. А вот красочные майолики (особый вид керамики из крупнопористой глины, покрытый двумя слоями глазури и росписью), на которых можно увидеть витиеватые изображения животных и мифических существ, небесных светил и сказочных мотивов, украшающих главный подъезд, стены из красного кирпича и фронтоны – делают его похожим на классический русский терем.

5. Усадебный комплекс купца Щукина на Малой Грузинской

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Первый особняк Щукина проектировал архитектор австрийского происхождения Бернгард Фрейденберг (Усадебный комплекс купца Щукина на Малой Грузинской). | Фото: moskvichmag.ru.

На Малой Грузинской есть очень примечательный дом, который ярко выделяется на фоне остальной застройки. Благодаря представителям известной купеческой фамилии, увлекающимся коллекционированием предметов искусства и старины, Щукиным, Москва может похвастаться еще одним объектом, построенным в псевдорусском стиле. Этот архитектурный комплекс был возведен по заказу Петра Ивановича Щукина, который задумал открыть один из самых весомых Музеев российских древностей.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Первое сооружение Усадебного комплекса купца Щукина на Малой Грузинской было построено в лучших традициях ярославского зодчества. | Фото: kelohouse.ru.

Как получилось, что на улицах Москвы в конце XIX века появились сказочные терема

Более просторное здание Усадебный комплекс купца Щукина на Малой Грузинской не менее впечатляет. | Фото: architectstyle.livejournal.com.

Примечательно: Архитектурный комплекс, спроектированный разными зодчими, был возведен в несколько этапов. Первое здание, построенное в 1892–1893 гг., стало образцом ярославского зодчества, поскольку имеет вид древнерусского терема, которому присущи: крыши «в шахматы», флюгеры в виде флажков и двуглавых орлов, ступенчатое шатровое крыльцо, балкон (мини-копия балкона палат бояр Романовых на Варварке), облицовка кирпичом с многоцветными изразцами, декор в виде медальонов, барельефов, бриллиантовых рустов и изразцов. Модный в тот период псевдорусский стиль прекрасно гармонировал с содержанием разрастающейся коллекции Щукиных, поэтому и следующие объекты были построены в лучших традициях русского зодчества с эффектными вкраплениями колоритных и эклектических элементов, превратившими эти здания в шедевры московской архитектуры.

Из нашего видео можно узнать, почему во времена Советского Союза станции метро встраивали в жилые дома:

Не всегда новые веяния в искусстве и архитектуре воспринимают с таким энтузиазмом, как это произошло с псевдорусским стилем. Взять, к примеру, 7 шедевральных проектов, которые изначально мировая общественность принимала в штыки.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

от admin