Основательница галереи коллекционного дизайна MIRRA Ирина Могилатова поговорила с иконой mid-century дизайна Клето Мунари.

Дизайнер Клето Мунари основал свою компанию в 1970-х, и с тех пор не останавливался поиске, развитии и исследовании новых форм. Путь Клето начинался с малых форм  – ювелирных изделий, часов, столовых приборов. Затем к этому прибавились стекло, керамика, кожа, а к именам, с которыми Клето сотрудничал, – Джо Понти, Гае Ауленти, Вико Маджистретти, Алессандро Мендини, Марко Дзанузо и другие. Все о сотрудничестве с великими дизайнерам прошлого века и собственном творческом пути Клето рассказал в этом интервью.

— Клето, сейчас вы известны миру как мэтр итальянского дизайна, многие из предметов которого выставляются в лучших музеях мира, но с чего начиналась ваша карьера?

Мой путь в мире дизайна начался, когда мне было 40 лет. Свое увлечение архитектурой и дизайном я тогда подкреплял походами на миланские выставки, где примерно в 1968 году, мне удалось познакомиться с Джо Понти, Этторе Соттсассом и Марко Занусо. Спустя короткое время эти походы стали нашим совместным времяпрепровождением. После многочисленных мероприятий мы всегда направлялись в легендарный бар Giamaica, который был своеобразной меккой для творческой элиты того времени. Именно там, в компании Понти, мне удалось подружиться с братьями Кастильони, Лучо Фонтана и всем миром итальянского дизайна, прежде чем я начал с ними рабочие отношения.

В 1970 году я начал свой бизнес по производству оловянных изделий, но быстро осознал, что работа с этим материалом не подходит для производства современных и инновационных предметов. Спустя 2 года я вернулся в родную Виченцу и стал заниматься производством предметов из серебра и металла. Там же я познакомился с Карло Скарпой, встреча с которым стала судьбоносной в моей карьере.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

— Почему именно встречу с Карло Скарпой вы считаете переломной?

Я встретил профессора Скарпу в 1973 году – мы были приглашены к нему домой на ужин. На следующий день я уже был в его студии и пробыл там до самого вечера. Это вошло в привычку. В течении нескольких лет, пока Скарпа был в Виченце, я целыми днями находился в его студии, наблюдая за его креативным процессом. Одна лишь библиотека в его доме насчитывала десять тысяч книг по архитектуре и искусству, так что наше времяпрепровождение способствовало развитию моего творческого потенциала. Позже я стал приносить ему свои эскизы, которые я иногда также показывал Этторе Соттсассу, и начал изготовление собственных прототипов.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Благодаря дружбе с профессором Скарпой, я погрузился в мир дизайна с головой, путешествуя по Скандинавии, чтобы встретиться с такими величайшими мастерами, как Алвар Аалто и Тимо Сарпанева. Наконец в 1977 году мы вместе разработали мои первые предметы – столовые приборы, которые стали для меня своего рода "passepartout". У меня ушли годы на то, чтобы завоевать авторитет профессионального сообщества, и именно благодаря этой коллекции со Скарпой для меня открылись многие двери в мире дизайна.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Я искренне благодарен судьбе за нашу встречу. В 1978 году, когда я был в США, я попросил Энди Уорхола нарисовать портрет Скарпы в честь нашей большой дружбы. Уорхол и Скарпа познакомились в Harris Bar в Венеции несколькими годами ранее, и Карло Скарпа с энтузиазмом воспринял мою идею, так как очень восхищался эклектизмом этого молодого американского художника. К сожалению, когда портрет был закончен, Карло Скарпа уже ушел из жизни. Этот портрет хранится у меня дома, каждый раз напоминая о моем учителе и наставнике в мире дизайна.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

— Были ли у вас еще коллеги по цеху, с которым вы так же совпали по духу?

Однозначно. Я бы сказал, что вторая по важности встреча, которая повлияла на мой творческий путь, – с Этторе Соттсассом. Я считал его самым дизайнером, ведь его работы всегда предвосхищали мир дизайна на 20-25 лет вперед, а сейчас его творения стали настоящими иконами в мире коллекционирования.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

С Этторе я впервые встретился, когда он еще работал в Olivetti, для которой он разработал культовый дизайн пишущей машинки Valentine. В то время, я уже начинал делать свои первые наброски и эскизы, пытаясь создать что-то новое, и показывал их Соттсассу. За один из этих эскизов я даже выиграл первый приз на конкурсе, проведенном Миланской выставкой.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

— Позже ваша дружба также переросла в рабочие отношения?

Да. В 1972 году я пришел в студию Этторе и предложил несколько проектов, над которыми он сразу же начал работу. Благодаря дружбе с Соттсассом, которая длилась всю жизнь, на свет появилось множество прекрасных предметов: столовое серебро, скульптуры, предметы из муранского стекла, мебель, ювелирные украшения и часы. В 1980-х годах мы также стали партнерами в компании, как раз в то время, когда "Мемфис" только начинал свое существование. К тому же нас объединяли и другие проекты, например Этторе приложил руку к дизайну моего дома в Венеции.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

На вашем счету коллаборации с такими мэтрами дизайна, как Джо Понти, Гае Ауленти, Вико Маджистретти, Алессандро Мендини и Марко Дзанузо. Как зарождались эти проекты?

С самого начала моей мечтой было создание коллекций, в которых бы периодически принимали участие заслуженные архитекторы и дизайнеры. Для этого мне необходимо было обзавестись хорошим связями в этой индустрии. Как я рассказал ранее, Джо Понти был первым, кого я встретил в Милане. С Понти мы реализовали чайный сервиз, а также несколько очень ценных тарелок и столовых приборов. Обычно я приходил в его студию, он начинал рисовать наброски и записывал свои идеи, после чего я возвращался к нему с моделями из картона или других материалов, которые мы рассматривали и обсуждали. Это была очень плодотворная работа, которая продлилась около 4 месяцев. С Гае Ауленти я познакомился почти сразу через Джо Понти. Она была, пожалуй, самым точным и тщательным человеком в мире архитектуры, делая очень разборчивые и красивые эскизы. Именно она выиграла проект дизайна интерьера Музея д'Орсе. Вместе мы создали серебряный чайный сервиз ограниченного тиража, состоящий из пяти элементов. Алессандро Мендини я встретил дома у Этторе Соттсасса, сразу после окончания его работы в журнале "Casabella", и у нас завязались прекрасные дружеские отношения и взаимная симпатия. Когда мы разговаривали по телефону, он всегда рисовал, делая красивые наброски, многие из которых нам удалось реализовать. Среди совместных работ были: изделия из муранского стекла, перьевые ручки, серебряные графины, скульптуры, столы. Вико Маджистретти тоже был моим близким другом. Однажды в интервью он сказал: "Я никогда не брал с Клето Мунари ни цента, но я должен признать: я присутствую в Британском музее, в MoMA и Метрополитен именно благодаря ему". Мы начали совместную работу с изготовления столовых приборов, когда Маджистретти уже был одним из главных архитекторов миланской буржуазии — семья Барилла, создавшая знаменитый бренд пасты, строила все свои дома по его проектам. Мы познакомились в уже упомянутом баре Giamaica, который был стратегической точкой для мира дизайна тех лет.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

— Какими, по вашим воспоминаниям, мэтры дизайна были в жизни? Мы много знаем о их творчестве и главных проектах, но почти ничего о личных качествах.

Соттсасс, часто навещающий меня в Виченце, почти всегда останавливался в моем доме, так как не любил отели и всегда предпочитал дружеское гостеприимство. Когда мы садились за работу, Этторе выпивал бутылку вина, и начинал непрерывно рисовать, даже из уборной возвращаясь с эскизами на туалетной бумаге. У Соттсасса тоже была крепкая дружба с Карло Скарпой, поэтому вместе в гостях мы обычно думали что бы поесть и выпить, а потом говорили только об архитектуре и искусстве. Как я уже упоминал, у Скарпы была прекрасная библиотека, полная книг о Малевиче, Эль Лисицком и русском авангарде, Мондриане, Пауле Клее, и прочих деятелях мира искусства, работы которых мы обсуждали. Порой за столом у нас были довольно жаркие дискуссии с Соттсассом на тему дизайна. О Джо Понти я помню, что когда он был у себя дома в Милане, то постоянно экспериментировал с мебелью, приделывая колеса к кровати и стульям, ломая вещи и собирая их скотчем. Затем он звал нас, чтобы мы поднялись на пятый этаж его дома, показать, что нового он изобрел. Понти всегда говорил — и я полностью согласен — что мир дизайна должен состоять из большого количества любопытства: вы должны понять, чего вам не хватает, а затем изобрести это!

— По вашим рассказам создается ощущение, что в середине ХХ века в итальянском дизайне торжествовали дружба и партнерство, нежели конкуренция. Получается, что этот период стал столь плодотворным на инновации именно благодаря коллаборациям между архитекторами и обмену идеями?

Да, пожалуй так. В то время мир дизайна являлся совсем не международным и был сосредоточен в Милане вокруг всего 10-12 человек. Я никогда не чувствовал конкуренции с другими дизайнерами, потому что мы всегда работали вместе, "a quattro mani".

Тогда многие из этих людей были намного моложе и являлись перспективными и многообещающими дизайнерами, другими словами они не были "примадоннами". Дружеская атмосфера, царившая в индустрии, позволяла мне собирать идеи в обмен на их воплощение и превращать их в часть моей непревзойденной коллекции, которая сейчас считается самой важной коллекцией современного серебра в мире, и многие из этих предметов выставлены в самых крупных музеях, включая Метрополитен и MOMA в Нью-Йорке.

— Говоря о современном дизайне, следите ли вы за работами молодых авторов?

Мне нравятся работы одного молодого дизайнера из Виченцы — Маттео Чибича. Сегодня все работают под заказ и в спешке, поэтому зачастую многие дизайн-решения похожи друг на друга. Креативный процесс Маттео, напротив, напоминает мне о подходах к работе великих мастеров ХХ-ого века, которые делали что-то только тогда, когда у них были хорошие идеи.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

— На чем вы сфокусированы сейчас в творческом плане?

С начала 2000-х я начал вплотную заниматься новым для себя направлением – коллекцией арт-мебели "Ars Vivenda" по дизайну Этторе Соттсасса, Алессандро Мендини, Марио Ботта и такими художниками, как Миммо Паладино и Питер Хелли. Эти предметы превращают наши простые действия в ритуалы, которые заставляют нас почувствовать себя неотъемлемой частью произведения искусства.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Продолжая тему "Ars Vivenda" — 2021 год ознаменовался для меня запуском новой уникальной коллекции мраморных столов. Идея пришла ко мне после прочтения истории флорентийской семьи Медичи, которая в эпоху Возрождения поручила Донателло определить около пятнадцати художников для создания столов для своих дворцов или палаццо. Этот исторический факт вдохновил меня на создание коллекции инкрустированных мраморных столов с участием 12 персонажей, которые вдохновили меня на эту концепцию. Первые два стола я посвятил Мондриану и Малевичу — двум самым любимым художникам моего друга и учителя Карло Скарпы. Также сейчас я готовлюсь к выставке своей коллекции ювелирных украшений в Национальном археологический музее Неаполя в Сентябре 2021 года, который считается самым важным археологическим музеем в мире.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

— Раз уж вы упомянули Малевича, то не могу не поинтересоваться вашим отношении к русскому искусству. Часто ли работы наших художников становились для вас источниками вдохновения?

Я люблю русский авангард. Я давно открыл и оценил для себя Малевича и не раз делал к нему отсылки в своей работе: много лет назад я реализовал проект чайника из серебра, который был спроектирован Малевичем, и сейчас он выставлен в Волгоградском музее. Как я уже упомянул, Малевич также присутствует в моей последней коллекции мраморных столов, которую я планирую привезти в Москву и организовать выставку в сотрудничестве с крупным российским музеем.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

— Это прекрасные новости, что российские музеи все больше интересуются выставочными проектами в области коллекционного дизайна! Это будет ваш первый приезд в Россию?

Нет, я был в России несколько раз. Первый раз я приехал в 1962-м году, затем в начале 1980-х, и последний раз в 2003 году на открытие моей выставки столового серебра в галерее в центре Москвы. Я считаю Москву чудесным городом. Мне показали все самые важные места, красивые отели и рестораны, я встретил фантастических людей и не хотел уезжать обратно домой! Надеюсь вскоре мне удастся посетить Москву вновь.

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

Интервью с Клето Мунари: творческий путь и главные проекты дизайнера

— Клето, в завершение я бы хотела спросить какой из столь многочисленных периодов вашего творчества вы считаете наиболее ярким и ценным?

Я должен признаться, что каждый этап моего долгого творческого пути был плодотворным и чрезвычайно интересным, потому что я всегда занимался тем, что приносило мне удовольствие, и я благодарен судьбе за возможность поработать с таким количеством талантливых международных архитекторов и дизайнеров! Если бы в воображаемом интервью с самим собой мне пришлось бы задать себе вопрос "Чем бы ты хотел заниматься, Клето?", то я бы ответил: "В точности тем, что я делал".

Авторы текста: Мария Вечерка, Артур Семёнов.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

от admin